8 января 2015г.
Мне кажется, я мог бы жить среди животных,
они такие сдержанные и безмятежные.
Стою и долго-долго смотрю на них.
Они не волнуются и не хнычут из-за своего положения.
Они не ворочаются в темноте, рыдая из-за своих грехов.
Они не достают меня рассказами о своих долгах Богу.
Никто из них не чувствует себя неудовлетворённым,
никто не сходит с ума от мании обладания,
никто не перед кем не преклоняется
и не почитает добродетели давно умерших.
На всей земле среди них нет ни почтенных, ни несчастных.
Уолт Уитмен
Написать эту статью меня побудило чтение некоторых сообщений на форуме.
Очень много слов о просветлении, медитациях, спасении, бескорыстной помощи и т. п. При ближайшем рассмотрении оказывается, что все это повторы чужих мыслей при весьма утилитарных попытках воспроизвести, повторить чей-то путь… Неплохо бы остерегаться шаблонов «духовности», выстроенных всего лишь последователями какого-либо действительно уникального пути.
Когда человек действительно выходит за пределы представлений, что дуальность это «плохо», а единство – «хорошо», он также выходит за пределы шаблонов о необходимости «помогать» кому-то или «спасать» кого-то. Человеком не движет ни этический, ни альтруистический мотивы. Он не думает, что мир устроен неправильно и именно он в своей «великой» миссии призван исправить его. Он полностью доверяет Воле Божьей. Кстати, если вы убеждены, что жизнь несправедлива, значит, вы внутренне готовы к тому, что за любовь вам воздастся ненавистью, за добро – злом и так далее. Вот вам и воздается: не по заслугам, а по ожиданиям.
«Грамотный» человек что-либо делает, «спасает» и оказывает помощь не потому, что ему это необходимодля «повышения» духовности, но потому, что не может иначе, — если хотите, — это задача его настоящего воплощения. Немного об этом я писала в эзотерических интерпретациях сказок Крошечка-Хаврошечка и Сказка о Емеле.
Мы можем принять в своей жизни любое решение. Главное, чтобы это решение не разрушало нашу целостность.
Например, вы можете принять такое неожиданное для вас решение (исходящее из вашей сути, а не из «духовных» штампов): не хочу больше отдавать всю свою энергию всем подряд. А дальше вам могут открыться новые знания. Например, такие: отдавать людям всю свою энергию, по меньшей мере, глупо. Природа не терпит, когда люди отказываются от данных ею заслуженных благ — энергии, уникальных качеств, способностей. Очень многие люди живут только «ради кого-то», и даже гордятся этим. Подобная гордость проистекает из шаблонной установки: «жить для себя – плохо, эгоистично, а жить для других – хорошо, правильно и достойно». Истина, как всегда посередине, но сейчас мы поговорим о вреде крайностей в подобных установках.
Допустим, вы приверженец крайнего альтруизма и, как чуткий приемник, улавливаете «волны», идущие от других: что им нужно, чем помочь, как позаботиться, что для них сделать, как им понравиться, и т. д. При этом вы сами, как правило, остаетесь без соответствующего внимания с их стороны. И это вполне естественно — они себе подобной установки не давали. Здесь четко срабатывает закон: «Тебе надо, ты и делай». Вы устаете, так как отдаете энергии больше, чем получаете, — и этот замкнутый круг выбранной вами иллюзии изматывает вас.
И еще обратите внимание на следующее: если вы живете жизнью другого человека, то невольно воспринимаете его жизнь как свою собственную «территорию», где вы имеете полное право хозяйничать. Любой человек будет испытывать явное или скрытое недовольство от попыток нарушить его личные «границы». В ответ – ваши упреки в неблагодарности, ведь ему всю жизнь посвятили, в жертву себя принесли, а он не ценит… Отсюда – множество конфликтов между родителями и их взрослыми детьми, между соседями, между супругами, если один из них пытается контролировать другого, принимать за него решения, командовать, как ему жить, брать без спросу его личные вещи, и т. д.
«Благодетель» постоянно ожидает благодарности, награды за свои «жертвы». Но даже самый близкий человек не скажет вам спасибо за то, что вы вторгаетесь на его «территорию», пытаетесь прожить его, а не свою жизнь, и тем самым мешаете ему жить своей собственной жизнью. Тут есть еще одна ловушка: вы иногда вы взваливаете на себя груз чужих проблем, потому что вам кажется, что близкие не умеют их решать: не умеют воспитывать, не умеют работать, не справляются с личной жизнью. Окружающие начинают или злоупотреблять этим, перекладывая на вас свои заботы и проблемы, или бунтовать, пытаясь вырваться из-под постоянной опеки.
Если хотите принести пользу миру — просто делайте свое дело, не навязывая своих услуг и не ожидая благодарности. Ну а как же без вас другие люди? А вдруг кому-то плохо? Оставьте уже других в покое, предоставьте людей их судьбе. Если человеку плохо — вызовите скорую помощь, она, в конце концов, для этого и существует. Если человеку плохо не так радикально, подскажите ему, как разобраться с ситуацией. Но оказывать действительно реальную помощь не так-то просто, — надо чувствовать меру помощи, чувствовать, как и чем можно помочь.
Может быть и так, что у вас нет нужной энергии, средств и других необходимых в данном случае ресурсов. А та энергия, которой вы готовы поделиться, — другому не поможет, не нужна. Поэтому никогда не настаивайте на своей помощи. Если человеку действительно нужна ваша помощь, он в состоянии это озвучить. Не надо ничего за него додумывать — постеснялся, мол, попросить. Вдруг вы додумываете неправильно? Отвечать-то за свои «додумы» будете вы. Уважение чужой индивидуальности не менее важно, чем уважение собственной индивидуальности. А это означает – не стоит пытаться у кого-то что-то менять по вашему разумению, ибо каждый тоже исполняет свое предназначение. Пытаясь изменить окружающий мир, вы нарушаете равновесие. Активно вмешиваясь в устройство мира, в той или иной степени, вы можете задеть интересы множества людей, которых ваши действия совсем не устраивают.
Вот что об этом у Раджниша (Ошо):
«...Помощь невозможна по трем причинам. Во-первых, вам не нужна помощь – на самом деле, вся та помощь, которую вам до сих пор оказывали, лишь причиняла вам вред. Никто не позволял вам быть самостоятельными, вам постоянно помогали со всех сторон – ваша мать, ваш отец, ваши учителя, ваши священники. Еще до того, как возникала проблема, вам давали ответы и оказывали всевозможную помощь. В этом обществе вас все время окружают советчики – все помогают вам, совершенно не беспокоясь о том, нужна вам их помощь или нет. Они продолжают помогать, они хронически помешаны на помощи. Все эти так называемые социальные служащие – самые вредные и опасные люди в мире. Они причинят невидимый вред: они помогают вам, дают хорошие советы, учат нравственности и так далее – и тем самым лишают вас возможности роста. Они делают вас фальшивыми, искусственными, они делают вас ненатуральными.
И когда вы попадаете в руки мастера, этот процесс нужно обратить вспять. Нужно лишить вас всякой помощи. Вы должны остаться в таком глубоком одиночестве, чтобы вы были вынуждены расти, чтобы вы были вынуждены принять вызов жизни. Тогда в ответ на этот вызов энергия придет в движение, она начнет обретать форму, целостность.
Вы не замечали, что, когда вы сталкиваетесь с трудностями, у вас появляется сила? Когда вы проходите через серьезное испытание, ваше существо обретает стальную прочность. А это величайшее испытание, которое только может выпасть на вашу долю, – встреча с мастером, пребывание рядом с мастером.
…Мастер ничего не может навязывать. Он не будет навязывать даже то, что считается правильным, потому что навязывание все делает неправильным. Вы должны взять сами: мастер – это наличие. Вы можете взять то, что вам нужно, и столько, сколько нужно, вы можете пить, можете есть, можете переваривать мастера – но со стороны мастера не может быть предпринято никаких активных действий. Мастер – это пассивное присутствие» .
Есть еще сомнительная установка на «духовном» пути: когда человек пытается взять на себя великую миссию избавления от страданий всех живых существ. При этом он не замечает, что, в первую очередь, делает это для себя, потому что не в силах жить с мыслью о страданиях окружающих. Это избавление нужно ему, а не им, поэтому все подобные проекты обычно терпят крах или кончаются насилием. К тому же сам носитель подобного желания страдает не меньше остальных, постоянно сталкиваясь с непониманием и равнодушием тех, кому он хочет помочь. Кстати, многие люди любят свои страдания - считают, что это их путь (например, в христианстве).
«Первое, что нужно усвоить во взаимоотношениях с другими людьми, — это то, что им нельзя мешать быть счастливыми – так, как они этого хотят».
Генри Джеймс
Делиться энергией надо и помогать надо, но в тех случаях, когда судьба буквально за руку привела вас в ситуацию, где необходима именно ваша помощь. Напоминаю концепцию даосизма: даос не вмешивается насильно в жизнь остальных людей, так как люди преследуют свои личные интересы и следуют своему пути самосовершенствования, до тех пор пока это не оказывает влияние на ваш собственный путь. Эта концепция делает даосизм, пожалуй, самой гуманистической философией. Делай, что угодно, только не оказывай нарочитое влияние ни на свой путь, ни на пути других людей.
Только Совесть — страж границы, за которую нельзя заступать. Но, в отличие от чувства, например, вины, которое оберегает общую для всего социума границу, совесть сторожит личную границу человека. Для осознанного человека это крайне важно. Каждый из нас пришел сюда со своим предназначением: и именно наша личная этика — та граница, которую охраняет совесть. Мы рисовали эту границу много жизней, и она связана с нашей духовной безопасностью: нарушив ее слишком сильно и надолго, мы можем потерять себя. Поэтому сердце всегда подсказывает, когда человек поступает против своих же этических норм.
- Ваша личная этика не имеет никакого отношения к общепринятой морали, религиозности и каким-либо социальным штампам.
Все мы живем в одном мире, но мир у каждого свой. Один на празднике весел, а у другого кислая физиономия. Один видит веселую компанию молодых людей, а другой банду хулиганов. Все смотрят на одно и то же, но полученные картины сильно отличаются.
- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре…
Каждый человек озабочен, прежде всего, своими проблемами и видит и слышит лишь то, что готов слышать и видеть. Все, что не входит в систему его видения, отбрасывается как мусор. Замечали, что вам не нравится (обижает, раздражает, возмущает), когда человек говорит вам поперек? А почему, собственно, это вызывает у вас такие эмоции? Вы – за правду, а он что – против? Да, он ее понимает по-другому, но кто из нас больше прав, судить, видимо, не нам. Пусть человек заблуждается, но если его мнение никому не мешает, оставьте его в покое. Это его святое право: право на свое мнение и свою точку зрения. Способность к самостоятельному, свободному от догм взгляду – достоинство зрелой личности.
А вот стремление всегда возражать и спорить, как правило, признак незрелости - робкое, несамостоятельное мышление великолепно сочетается со склонностью к спорам.
Сколько живу, столько наблюдаю: то, что сегодня (сейчас) кажется очевидным, неоспоримым (и, соответственно, по поводу чего тянет высказаться жестко-хлестко-темпераментно), через какое-то время (минуту, час, несколько лет) становится уже не очень очевидным, а то и очевидным с точностью до наоборот…
"Чудес на свете нет,
есть только ступени знания.
Все, что кажется чудом одному,
самое простое знание для другого…"
Кора Антарова. «Две жизни»
6.01.2015
Авторский текст - Фортуната
Источник материала сайт "Живое Знание"
Публикация Сайт "OMAR TA SATT"
Резонирует?
Несите Свет дальше. Поделитесь с друзьями.
Материал добавлен: 2015 » Январь » 08
Похожие материалы:
|