По ходу жизни бывает время, когда дела ложатся особой тяжестью на душу. Из них хочется вырваться, сбежать, но понимание их важности всегда удерживает меня на месте и заставляет прикладывать усилие. Бывает, что и усилия не хватает и тогда приходит особое состояние. Я бы назвал его унынием.
Вот только на сколько верное это название? Я точно не знаю. Потому как понятие отчаянья тоже залегает где-то в этой области. Впрочем, как бы я их для себя не выделял, одновременно и для того и для другого у меня есть только одно желание – избавится от этих состояний по скорее. А чтоб избавится, нужно понять от чего именно я хочу избавляться, ну и, собственно, научить себя распознавать это явление на ходу.
Как всегда, первым шагом смотрю истоки своих представлений.
«Не унывай, купим ещё!» - это слова отца. Мне было около пяти лет тогда. Мы бежали с ним в «Детский мир», чтобы купить пластмассовые хоккейные клюшки, но успели только к пустому прилавку. В те времена новые товары быстро расхватывались. Я шёл из магазина расстроенный с мыслями, что «мне больше никогда в жизни не поиграть в хоккей». Отец вышагивал рядом, подбадривал и обещал, что в следующий раз обязательно мы успеем, что клюшки привезут снова и я зря грущу. Его весёлый вид заражал меня надеждой и слова «Не унывай» давали ощущение, что я всё воспринимаю слишком болезненно, ничего страшного не случилось. На следующий день он действительно принёс мне клюшки, чем вызвал приступ моего радостного смеха и бешенного скаканья по всем кроватям и диванам в доме.
Позже, это же «Не унывай!» говорилось мне всегда, когда я в расстройстве бросал что-нибудь неполучающееся. При этом отец обязательно припоминал случаи, где я точно также терял надежду на успех, а потом у меня вдруг всё получалось. Я смотрел на него, на его весёлость в глазах и начинал верить. А вдруг он прав и в этот раз тоже всё получится?!
Ещё вспоминается картина. Это было в классе втором или третьем. Мы ходили в какой-то музей, где выставлялись картины местных художников. Там висела одна картина, на которой была изображена девушка с грустным лицом. Вокруг неё были разбросаны всякие вещи. Девушка сидела на земле и смотрела в одну сторону. Картина нарисована в с синих сумрачных тонах. Экскурсовод назвала её «Уныние». Меня почему-то поразило лицо этой девушки. Оно было красивым, но при этом отрешённым. Глядел на неё и мне хотелось ей чем-нибудь помочь. Я тогда спросил, почему она такая, почему она так смотрит, вокруг неё столько интересных вещей. Кто-то из взрослых, стоящих рядом, сказал, что это у неё такое состояние и ей ничего не хочется. Наверно кто-то к ней не пришёл или у неё что-то не получается.
Это самое «неполучается» очень сильно мне запомнилось. Оно как раз совпало со словами отца «Не унывай!», когда у меня что-то не получалось. Так и лежит с тех пор в сознании понятийная связь «не получается» - «уныние».
Разглядываю дальше. Следующий образ связан с прилагательным «унылое». Унылым было утро или день, когда погода на улице моросила дождём без даже самого маленького проблеска солнца. Так часто называла погоду бабушка, стоя у окна. Подобное же, говорили и учителя в школе. Ещё помню, такое прилагательное встречалось где-то в литературных произведениях. С удивлением сейчас подмечаю, что для меня до сих пор унылое и моросящее-дождливое одно и то же. Как будто унылой может быть только погода!
А в каких случаях я могу назвать унылым человека? Тут уже вспоминается книжный образ: мужчина в пальто и шляпе с кислым выражением лица. Он занят лишь жалобами и сетованиями на недовольство собственной жизнью. Этот образ я тоже подцепил в школьные годы, но откуда он точно пришёл, вспомнить уже затрудняюсь.
Более не вспоминается ничего. Что ж, теперь иду ворошить свои представления через толковые словари.
Словарь Даля:
УНЫВАТЬ, уныть, грустить безнадежно, падать духом, робеть, отчаиваться, терять всякую бодрость и надежду, не находить ни в чем утешенья. Кичливый в счастии, в бедствиях унывает. В засуху вся природа унывает, блекнет, обмирает. В беде не унывай, на Бога уповай. Не унывает, кто на Бога уповает. Унывный, унылый, унывающий, унывший; грустный, печальный, горегорький. Унывный, унылый голос, песня, лицо. Унылая природа песчаных степей. Опомнимся, но поздно, и уныло глядим назад! Пушкин. Унывность, унылость, уныние, состоянье и свойство по прилаг.
Замени в определении унывать на отчаиваться и оно точно также будет подходить. Единственное, что хоть как-то разграничивает использование слов, это пример с природой. Природа может быть унылой, но не может быть отчаянной. Понятие отчаянный относится только к человеку. Придётся уточнится ещё и с отчаяньем. Загляну-ка что говорит об отчаянье Даль:
ОТЧАИВАТЬ, (отчаявать) отчаять кого, довести до отчаянья, безнадежить, лишать последней веры и надежды. | Церк. отчаиваться, терять вовсе, всю надежду. -ся, впадать в уныние, в безнадежность, терять надежду на что-либо, унывать, предаться отчаянью, порыву безнадежного горя и уныния, упадку духа. Отчаянный человек, кому все нипочем, живущий очертя голову, сорви-голова, решительный на все крайности; исступленный. Отчаянное дело, безнадежное, пропащее; | крайнее и опасное, грозное. Отчаянная храбрость не то, что храбрость доблестная, разумная, сознательная. Отчаянник, отчаянный сорванец.
Похоже, уныние и отчаянье одинаков сильно связаны с таким явлением, как потеря надежды. В обоих случаях Даль говорит об этом. Но разница всё же есть. Судя по языковым примерам, отчаянье делает человека решительным и может превратить в сорви-голову, тогда как уныние часто используется для описания состояния нерешительности, нежелании что-либо делать. Видимо тут и пролегает граница между этими явлениями.
Словарь Ушакова:
УНЫНИЕ, уныния, мн. нет, ср. Мрачное, подавленное состояние духа, безнадежная печаль. Предаваться унынию. Впасть в уныние. Душа унынием объята. Некрасов. || Гнетущая скука, тоска. В продолжение всего обеда он рассказывал всё те же пикантные истории, наводящие уныние на всех обедающих. Чехов.
УНЫЛЫЙ, унылая, унылое; уныл, уныла, уныло. 1. Испытывающий уныние. Одну печаль свою, уныние одно способен чувствовать унылый. Баратынский. Я стал задумчив и уныл. Языков. 2. Проникнутый унынием, выражающий уныние, наводящий уныние, грустный, мрачный. Татарин затянул унылую песню. Пушкин. Плачет кулик над равниной унылой. Некрасов. Уныло (нареч.) и с треском лучина горит. Рылеев. Мрачные, унылые мысли овладевают им. Чехов. Ржавые петли уныло (нареч.) запели. Некрасов. Так вот что! проговорила она наконец уныло (нареч.). Гончаров
По Ушакову уныние больше связано с печалью. Вообще, у меня возникает подозрение, что Ушаков в своём определении после добавления прилагательного «безнадёжная» эти понятия приравнивает... И этим окончательно запутывает меня. Смотрю тогда, что Ушаков говорит про печаль:
ПЕЧАЛЬ, печали, ж. 1. только ед. Скорбно-озабоченное, нерадостное, невеселое настроение, чувство. Гляжу, как безумный, на черную шаль, и хладную душу терзает печаль. Пушкин. Была без радости любовь, разлука будет без печали. Лермонтов. Впалые, влажные глаза ее выражали великую, но спокойную печаль. А.Н. Толстой. Ветер осенний наводит печаль. Некрасов. 2. То, что внушает (внушало) такое чувство, является (являлось) источником, причиной его (книжн.). Ты вспомни быстрые минуты первых дней,... 3. Забота, огорчение (разг.). Вам то какая печаль.? Не твоя печаль (не твое дело). Не было печали, так черти накачали. Поговорка.
Я бы поостерегся называть печаль чувством или настроением. Даже русский язык, подсказывает, что настроение может быть печальным, но назвать печалью настроение будет не совсем складно. Также есть неувязка с чувством. Почувствовать мы печаль можем, но сама печаль будет самостоятельным явлением, которое приходит и уходит, при этом рождая в нас чувства. Определение не проработано. Но мне это сейчас и не важно, я охочусь не за ним. Для себя отмечу из языковых примеров границу, печаль приходит и терзает душу, тогда как в уныние впадают, как в некое пространство, где человек находится и унывает. Примеры же, где унылый чувствует печаль, считаю не точным. Судя по языку унылый должен чувствовать уныние, а печаль должен чувствовать уже печальный.
Словарь Ожегова:
УНЫНИЕ, -я, ср. Безнадежная печаль; гнетущая скука. Впасть в у. Наводить у. на ко -го-н. УНЫЛЫЙ, -ая, -ое; уныл. Испытывающий или наводящий уныние, выражающий уныние. У. старик. Унылая песня. У. взгляд. и сущ. унылость, -и, ж. УНЫВАТЬ, -аю, -аешь; несов. Впадать в уныние, быть унылым. Не унывай(призыв подбодриться). Не нужно у. от неудач. II сое. уныть, употр. только впрош. вр. (устар)
Ожегов подобен Ушакову. Однако в примерах он щедр на описание что делают с унынием. Его наводят, испытывают, в него впадают и из него выходят после подбадривания. Явный здесь кроется ранее отмеченный мной намёк на некое пространство, куда впадают наши души после потери надежды.
Ефремова:
УНЫНИЕ - Мрачное, подавленное состояние духа, безнадежная печаль. Уны́лый - прил. 1.Соотносящийся по значению с существительным: уныние, связанный с ним. 2.Испытывающий уныние. 3.Проникнутый унынием, преисполненный уныния, наводящий уныние; грустный, мрачный.
Возможно, я не прав на счёт души. Ефремова в первую очередь ставит состояние духа, которого подавили, и делает ударение на Мрак. Только вот с пониманием духа и души у наших языковедов, как представителей науки, всё очень сложно. Т.е. наоборот, всё просто – их просто нет, потому что понятия дух, душа и бог изгнаны из их мировоззрения. Тогда почему они используют это понятие в своих определениях? Это какая-то оговорка, прорвавшаяся через научность мировоззрения или же намеренное введение в заблуждение, потому как нет прямых ответов? Всё подозрительно странно.
Для себя отмечу, что мрак в определении похоже не случаен. Природу, когда погода несколько дней держится без проблесков солнца, тоже начинают называть унылой, или мрачной, блёклой. Особенно когда тучи слишком плотно залепили всё небо.
Гляну-ка я, что говорит Ефремова о мраке и печали:
МРАК - Полное отсутствие света; тьма, темнота. перен. Безотрадность, безысходность, тоска. ПЕЧАЛЬ - Чувство грусти, скорби, тоски; состояние душевной горечи. Грустное, скорбное выражение (глаз, лица, уст и т.п.). То, что вызывает, обусловливает чувство скорби, тоски; беда, несчастье. То, что является предметом беспокойства, заботы.
Сразу стала видна нестыковка понятий. Печаль у Ефремовой связана с душой, а безнадёжная печаль с духом. Не складно, не разобралась Ефремова в понятиях. А вот заметку про мрак беру себе в помощь. Очень даже возможно, что там где есть уныние, просто отсутствует свет.
Теперь порассуждаю. Из всего прочитанного, мне сильно запал на ум пример использования уныния Некрасовым: «Душа унынием объята». Возможно, здесь прячется лишь удачное созвучие смыслов. Так нередко бывает у поэтов, когда они начинают мелодично «шуршать своим бамбуком, когда в него попадает ветер Мира». Вот только языковые обороты в статьях языковеда точно указывают, что в унынии мы попадаем в некое пространство, которое нас окружает или обнимает. Если исходить из того, что источник движения в нас Душа, то, унывая и становясь нерешительным и отрешённым, уныние в действительности оказывает воздействие на неё - на душу.
Из лекций А.А.Шевцова я помню, что душа помещена в тело надежды. Она летает в его пределах. Чем больше тело надежды, тем свободней полёт. Все языковеды в своих определениях связывают уныние с отсутствием надежды, используя сочетания: безнадёжная печаль, безнадёжить, лишать веры и надежды. Это же самое я нашёл у себя в детских воспоминаниях. Я терял надежду на исполнение желания и получал поддержку от отца в виде «Не унывай!». Значит, при сжатии тела надежды (или пространства надежды) остаётся нечто, что можно назвать Унынием. Именно оно занимает освободившееся пространственное место после ухода Надежды и начинает сдавливать нашу душу, заставлять впадать её в состояние обездвижения – потери полёта. От этого, конечно, не умирают, но и жить так долго не возможно.
На ум сразу приходит картина связывающая уныние и отчаянье. По-моему, когда Душа устаёт унывать, она начинает отчаиваться. В отчаянии нам уже возможно принимать решения. Там оно созревает для создания решительного рывка к желаемому, ну или к нашей погибели.
Картина, конечно же, немного сказочная. По-хорошему, нужно накопить наблюдения и описать её более точно. Так что сомневаюсь, что мне сходу удастся провести границы точного определения понятия. Пока я лишь выделю основные находки и начну наблюдать:
Уныние напрямую связано с размером нашей надежды. Как только надежда уходит, уныние тут как тут. Уныние оказывает воздействие на душу, обездвиживает её. Меняется светимость. Краски становятся блеклыми, а окружающее видится мрачным. Нужна подсветка со стороны. Кто-то её находит в близких, кто-то в друзьях, а кто-то в боге «Не унывает, тот кто на Бога уповает». Чтоб самому вырваться из уныния, нужно отчаяться.